My photomoment

Креативность на каждый день: как находить оригинальные идеи во всем, что вас окружает




Три класса креатива

Но сначала – немного о том, какими бывают приемы креативности. Методы поиска новых идей условно разделяют на три класса. Первый называют или интуитивными методами, или методами психологической активизации мышления (еще вариант – снятия ментальных барьеров). Как нетрудно понять из названия, главная их задача – снять те психологические барьеры, которые мешают нам мыслить творчески.

Второй класс называют методами систематизированного поиска. Они предполагают наличие некоего алгоритма, систематизирующего и активизирующего процесс перебора вариантов решения.

Есть еще и третий класс – методы направленного поиска, но они достаточно непросты в освоении, так что они могут быть действительно полезны разве что тому, кто предполагает регулярно решать очень сложные творческие задачи. Но на его более-менее приличное освоение уйдут месяцы, а на приобретение уровня свободного мастерского владения – и годы.

Почему мы говорим, что деление это довольно условно? Потому что и методы второго (да и третьего) класса не будут нормально работать без разрушения психологических барьеров. Просто они это делают по-своему. А методы первой группы могут иметь свой – пусть и простой – алгоритм действия. Поэтому некоторые методы одними авторами относятся к первой, другими – ко второй, а кое-где их указывают в обоих списках. Тому пример – наш сегодняшний герой, метод фокальных объектов. Хотя чаще его относят все-таки к методам психологической активизации.

Теща в помощь

Допустим, вы мучаетесь над задачей, как бы сделать свое резюме привлекающим внимание и запоминающимся, а в этом вам активно мешает своей назидательной болтовней ваша теща. Вы смотрите на нее и записываете свое впечатление: невероятно болтлива и чересчур ярко накрашена. После связываете эти характеристики со своей задачей.

Как сделать резюме болтливым? Если бы мы жили во времена, когда все отправлялось в бумажном виде по почте, можно было бы использовать технологию говорящих открыток. Работодатель открывает такое резюме-открытку – и выслушивает ваш короткий рассказ о себе. А сейчас, когда все передается и читается в электронном виде? Допустим, оно может содержать ссылку на подкаст или видео с вашей самопрезентацией. Конечно, это не поможет в том случае, если руководитель имеет архаичную привычку читать все в распечатанном на бумаге виде.

Можно ли сделать ваше резюме ярко накрашенным? Элементарно. Например, можно сделать его богато и красиво иллюстрированным.Более того, ведь можно объединить с предыдущей идеей – а почему бы просто не отправлять готовую презентацию себя, сделанную Power Point, например? Или даже не себя как такового – а как предложение, способное решить те или иные проблемы этого предприятия или улучшить те или иные его показатели (с вами в качестве ключевого и незаменимого элемента, конечно)? Ради интереса заглядываем в поисковик – точно, оказывается, это уже распространенная практика. Но удивительно, что вас к такому идее подтолкнули мысли совершенно из другой области.

Фокальные объекты

Вы – с невольной помощью тещи – только что использовали один из самых популярных и эффективных методов генерации идей – метод фокальных объектов.

Он подразумевает несколько шагов:

Первый шаг – вы выбираете фокус, то есть слово, выражающее суть вашей проблемы. В нашем примере это было слово «резюме».

Второй шаг – вы выбираете случайное слово (у нас – «теща»). Слово можно выбрать, например, ткнув наугад пальцем в книгу. Чем дальше по смыслу отражаемый им предмет или явление отстоят от вашей задачи, тем лучше.

Третий шаг – вы выписываете основные характеристики этого случайного объекта («болтливый», «ярко накрашенный»).

Четвертый шаг – связываете эти характеристики с вашим фокусом («болтливое резюме», «яркое резюме»).

Пятый шаг – ищете варианты практической реализации полученных сочетаний. Или, если прямая реализация невозможна или вас не устраивает, используете их как отправную точку для ассоциативного поиска.

Шестой шаг – анализируете полученные варианты решения. Записываете те, что кажутся реальными или перспективными.

Далее, эту процедуру можно еще несколько раз повторить, начиная со второго шага. Таким образом, вы получите на выбор целый пакет готовых идей.

Что делает этот метод? Он заставляет вас взглянуть на решаемую проблему с самых разных, неожиданных для вас точек зрения. Он заставляет вас всерьез рассматривать какие-то немыслимые комбинации предметов и свойств, которые иначе никак не могли бы попасть в фокус вашего сознания. Это, безусловно, работает на снятие психологических барьеров и освобождение творческих сил.

Автор: Константин Ряполов

Источник: http://blog.rabota.ua/kreatyvnost-na-kazhdyy-den-kak-nahodyt-oryhynalnye-ydey-vo-vsem-chto-vam-okruzhaet/



Создан 31 мая 2016



счетчик посещений